Малый и средний бизнес в Казахстане
Рубрика #ДорогаВТоп30
Экономическое чудо или чудо экономики. Малый и средний бизнес давно стал локомотивом экономик развитых стран, но есть ли шансы у «частников» здесь, у нас?! Читайте в нашем аналитическом обзоре.
Все последние годы мы много слышали о роли малого и среднего бизнеса в развитии государства, о его существенном вкладе в экономику страны и о том, что в развитых странах доля МСБ в ВВП страны составляет от 50 до 75%.
Но в чем, как говорит молодежь, «фишка»? Ведь крупные предприятия, заводы, фабрики, морские порты и добывающие компании формируют целые сектора экономики, создают тысячи рабочих мест, «тянут» за собой сопутствующие отрасли и вкладываются в науку, в то время, как маленький магазинчик у вас во дворе едва ли создаст 1-2 рабочих места, с не самой высокой зарплатой.
Так почему наши власти так отчаянно бьются за этого «пациента» и что выгодней - добить, чтобы не мучился или вылечить? Чтобы во всем разобраться и понять где истина, мы посвятим малому и среднему бизнесу цикл публикаций, где рассмотрим само явление МСБ, его развитие в мире и перспективы в Казахстане.
Вообще стоит отметить, что малый и средний бизнес в каждой стране определяется
по-своему и соответствует различным критериям. Чтобы было наглядно: в США малый бизнес – это частная компания с годовым оборотом до 20 млн. долларов, в соседней с нами России годовой оборот такой компании не должен превышать 400 млн. рублей (≈6 млн долларов), а в Казахстане – триста тысяч МРП (≈1,7 млн. долларов). Как видно в разных странах, масштаб бизнеса определяется по-разному и зависит от размера экономики (ВВП) и ее структуры.
В этом безусловно есть смысл, иначе полтора десятка средних, по американским стандартам компаний, с оборотом до 1 млрд. долларов сконцентрируют в своих руках половину годового бюджета Казахстана.
Кроме того, существует и внутренняя фрагментация. В странах, где МСБ действительно развит, он имеет внутреннюю классификацию, в зависимости от направления деятельности, штатной численности сотрудников и реального оборота в течение года. Малый бизнес делится на микропредприятия (10-15 работников), работающие в плотной конкурентной среде - торговле товарами или услугами широкого потребления, малые предприятия
(15-50 работников), занимающиеся мелкосерийным выпуском готовой продукции (к примеру кондитерский цех), мелко-сетевой розничной торговлей (пара-тройка аптек) и оказанием услуг (скажем химчистка с несколькими пунктами приема), а также малые предприятия, находящиеся у верхней границы определяющих критериев, склонные в ближайшей перспективе к переходу в сегмент среднего бизнеса или слиянию с ним.
Аналогичным образом сегментируется и среднее предпринимательство. Те компании, что у нижней границы, как правило, заняты оптово-розничной торговлей, серийным производством недорогостоящих товаров (иначе годовой оборот увел бы эти компании в сегмент крупного бизнеса) и сетевым оказанием услуг в определенном регионе (город/область). Во всех смыслах средние компании среднего бизнеса заняты в сфере эксплуатации инфраструктуры (связь, телефония, интернет), оказания услуг (к примеру, транспортно-логистических), крупнооптовой торговли и дистрибуции. Компании у верхней границы значений являются крупными товаропроизводителями/услугодателями, активно использующими инфраструктуру целого региона (область/штат) и склонных либо к выходу на международные рынки товаров и услуг, либо к слиянию с крупными отраслевыми компаниями – олигополиями. Чаще всего это происходит в секторах, напрямую связанных с инфраструктурой (в каждой стране есть всего несколько федеральных/республиканских операторов сотовой связи/электро-, и теплосетей и т.д.) или наукоемкими, дорогостоящими производствами (авиа-, и автомобилестроение).
При этом бизнес проходит полный жизненный цикл, где либо на определённом этапе оказывается несостоятельным и закрывается/поглощается другими компаниями, либо переходит на следующую ступень развития. Бизнес не может стоять на месте, т.к. единственная его цель – это приумножение капитала, а капитал, как известно, ищет применение.
В этом и есть вся прелесть МСБ. Он является импульсом экономики, отправной точкой развития. Чтобы было понятней: хорошо известный нам McDonaldsбыл основан в 1940 году двумя братьями и был представлен одним единственным рестораном. Сегодня – это 36 тысяч ресторанов, в 119 странах и около 2 миллионов рабочих мест. Теперь вопрос – что легче для государства - создать комфортный бизнес климат и условия для развития МСБ или самому создать 2 млн. рабочих мест?!
Критики скажут, что эти 2 миллиона раскиданы по всему миру, и это правда. Но 80% ресторанов «макдака» работают по франшизе, и «денежки капают» ее обладателю, а налоги идут в федеральный бюджет США. И все начинается по кругу, полученный доход требует вложений…