Сравнивая несравнимое….
Теперь, когда мы понимаем, что такое малый и средний бизнес, как он устроен и почему так важен для экономики, попробуем выяснить каков реальный вклад МСБ в экономику отдельных стран и в каких отраслях он работает.
Сегодня, до 60% американского ВВП формируется малым и средним бизнесом, в котором занято около 40% работающих американцев. Не мало, не правда ли?! При этом 35% из 56 миллионов рабочих мест, созданы мелкими компаниями со штатом до 50 человек, и 50% компаниями, стремящимися к верхней границе среднего бизнеса, со штатом более 500 человек. Получается, что в общей структуре количество компаний со штатом работников от 100 до 500 человек не велика и составляет всего 15%. Связано это с тем, что большое количество мелких фирм часто закрывается или перепрофилируется, либо как успешные стартапы поглощаются крупными игроками. Вообще степень адаптивности и мобильности малого бизнеса в Штатах очень высока, а неудачи людей не пугают.
Об этом говорят и следующие данные: 53% американцев считают, что обладают необходимыми навыками и знаниями для открытия собственного дела, а 51% видит хорошие возможности для бизнеса в своей стране. При этом страх неудачи испытывает только каждый третий.
Для сравнения у нашего «большого соседа», только 28% населения видит себя в роли предпринимателя, только каждый четвертый считает свою страну подходящим местом для ведения бизнеса, а страх неудач беспокоит практически каждого второго!
Что касается Казахстана, то картина интересная. Показатель уверенности в собственных силах у наших людей такой же, как и у американцев, страх неудачи даже ниже, лишь у каждого четвертого! А вот веры в собственную страну нет, как и у россиян. Только 26% казахстанцев считают свою страну подходящим местом для запуска своего дела.
Получается, народ мы смелый и в самоуверенности нам не откажешь, но вот уверенности в завтрашнем дне нет. И несмотря на все усилия государства по созданию комфортного предпринимательского климата, люди все еще не доверяют своей стране.
Этим во многом объясняется и распределение малого бизнеса по отраслям экономики, и раз уж мы взяли для сравнения США, то стоит отметить, что в некоторых отраслях экономики «штатов» малый и средний бизнес безраздельно властвует.
Так, доля МСБ в торговле (ритейл и оптовые продажи) составляет 50%, примерно столько же в оказании профессиональных услуг и переработке отходов (к слову о нашем утильсборе!), долю в 2/3 рынка малый и средний бизнес получил в строительстве, недвижимости, лизинге и индустрии HoReCa. Около трети рынка страхования, транспортировки и логистики и промпроизводства, также находится в руках МСБ.
Как видно, американский мелкий бизнес занят во многом в сфере разного рода услуг (финансовых, транспортных, индустрии гостеприимства и красоты) и объясняется это постиндустриальным характером экономики.
Что касается России, доля МСБ в ее экономике существенно ниже, составляет приблизительно 20% и представлена следующими отраслями:
Как видно, предпринимательство в основном связано с торговлей и операциями с недвижимостью, что тоже в той или иной мере торговля. Куда меньшее число предпринимателей занято в строительстве, промпроизводстве и транспортировке.
Объяснений тому может быть несколько. С одной стороны, как мы писали выше, у россиян есть существенные страхи перед занятием бизнесом и это, наверняка, отчасти определяет основные виды деятельности субъектов малого предпринимательства. Заниматься торговлей банально легче, чем организовать свое производство или успешную транспортную компанию в масштабах первого по величине в мире государства. Да и при схеме работы «купи-продай» меньше рисков, меньше вложений и больше шансов «отделаться легким испугом», если что-то пойдет не так. С другой стороны, есть критерии отнесения бизнеса к малому, о которых мы также говорили в первой публикации из цикла и возможно компании в производственных и транспортных секторах, просто «вырастают» из определения МСБ. Есть и еще одна переменная. Это индекс легкости ведения бизнеса, где у России позиции куда хуже наших и это также сдерживает население и отнюдь не способствует росту доли МСБ в экономике. Не стоит забывать и об индустриальном характере экономики. Россия, как и мы, еще не пришла к экономике услуг. Не согласны? Тогда вспомните, когда последний раз вызывали мастера, чтобы починить мелкие поломки в доме или заезжали на автосервис чтобы поменять лампочку в фаре. А это и есть экономика услуг, подталкивающая людей заниматься своим делом, а другие доверить профессионалам.
Не стоит исключать из расчетов и криминальный фактор, ведь с капитализмом мы все еще знакомимся, хоть и прошло 25 лет. И успешные стартапы у нас могут не только купить, но и «отжать»!
Что касается нас, то тут данные несколько разнятся, но существенно общей картины мира это не меняет. По разным оценкам, доля МСБ в экономике страны составляет от 1/5 до четверти, при этом движение в ту или иную сторону у нас зависит от спадов и подъемов в сегменте крупного бизнеса, представленного промышленным производством и добычей сырья (что в «штатах» делает и МСБ). При этом есть несколько интересных моментов: лишь половина из всех зарегистрированных субъектов МСБ являются активными, а 2/3 из них представлены «ИПешниками», что соответствует микропредпринимательству. «Разбалловка» же по отраслям у нас следующая, и во многом схожа с российской.
Глубоко «копать», чтобы понять причины такого распределения не приходится. Они все те же, что и в соседней России. Сырьевая экономика и тотальная зависимость от импорта, вот причины такого перекоса в сторону торговли, кто-то же должен все это импортировать и продавать нам. Плюс оценочные критерии у нас опять же ниже, ниже российских, не то, что американских. Да и все остальные факторы в наличии: дороговизна кредитов и «сырое» законодательство в области банкротства и защиты прав кредиторов и заемщиков, индустриальный характер экономики и фактор давления на бизнес, когда успешное дело могут «уговорить» продать, а то и отдать.
Все это отнюдь не подталкивает казахстанцев к открытию собственного дела, особенно в производственных, сельскохозяйственных и обслуживающих секторах и это, несмотря на то, что казахстанцы, как мы писали выше, верят в себя и видят в себе коммерческую «жилку» …