Ахлан ва-сахлан… или добро пожаловать
«Welcome to Kazakhstan!»
Казахстан занял 16-ю строчку в списке лучших направлений для халяль-туризма. Как и почему, разбираемся вместе…
Совсем недавно на лентах казахстанских новостных ресурсов появилась неожиданная новость – Казахстан занял 16-е место в рейтинге стран с наиболее комфортными условиями для халяль-туризма. Признаться, эта новость нас немного удивила, особенно если учитывать, что Казахстан – страна светская, а само государство не предпринимает каких-либо целенаправленных попыток к созданию наиболее благоприятных условий для представителей той или иной религии.
Так из чего тогда сложилось наше, неожиданно высокое, 16-е место в глобальном ТОПе?! Для начала попробуем понять, что такое халяль-туризм. Имеющиеся на сегодняшний день дефиниции такого отдыха более или менее схожи и в целом сводятся к следующему - разновидность туризма, организованная в соответствии с нормами Ислама и ориентированная на мусульман.
Но откуда взялось само понятие халяль-туризма и почему у нас в стране, где так много говорят о туристическом потенциале и привлекательности отдыха в Казахстане, данное словосочетание мы слышим не так часто?! Впервые о большом потенциале халяль-туризма в 2007 году заявила британская частная исследовательская организация Euromonitor International, и у нее были все на то основания. Разделяет это мнение и Rezidor Hotel Group (торговые марки Radisson Blu и Park Inn), в компании считают, что данный сегмент индустрии туризма будет прирастать на 20% ежегодно, вплоть до 2020 года.
Сторонником бурного роста халяль-туризма является и исследовательский центр Crescent Rating, целенаправленно изучающий данную сферу и составляющий глобальный «табель о рангах». По его данным, рынок халяль-туризма в 2014 году составил 145 млрд. $, а число туристов – 108 млн. В 2015 число туристов составило, без малого 118 млн. человек, что равно 10% от всего туристического потока за год. К 2020 году ожидается, что эта цифра возрастет до 168 млн. человек с бюджетом в 200 млрд. $
К основным факторам бурного роста данного направления туриндустрии авторитетный исследовательский центр относит; 1) растущую численность мусульман в мире в целом, и 2) представителей среднего класса среди них, в частности. Кроме того, факторами роста, по мнению Crescent Rating, являются и связанные между собой, на наш взгляд, 3) относительно низкий средний возраст среднестатистического мусульманина (23 года против 30- среди не мусульман) и 4) бурный рост технологий за последние годы (интернет и гаджеты серьезно упростили и ускорили возможности планирования отдыха), вкупе с растущими доходами, позволяют говорить о серьезном потенциале данной прослойки путешественников.
Видя это, многие государства, занимающие сегодня первые строчки в списке самых привлекательных для халяль-туризма направлений, стали намеренно формировать условия для привлечения туристов-мусульман, акцентируя внимание на местных достопримечательностях, культурно-исторических и природных объектах, так или иначе связанных с историей религии. Адаптацию прошла и индустрия гостеприимства, создав от необходимого минимума до максимально возможного уровня комфорта, соответствующего всем нормам Ислама и потребностям туристов-мусульман.
Основные критерии халяль-отдыха, влияющие на принятие решения туристом, по мнению Crescent Rating, предполагают: 1) пищу, приготовленную в соответствии со стандартами халяль; 2) отсутствие алкогольных напитков; 3) наличие молельных комнат; 4) наличие раздельной развлекательной инфраструктуры (пляжи, бассейны, водные аттракционы и т.д.) для мужчин и женщин; 5) наличие необходимой инфраструктуры в гостиничном номере, для отправления бытовых нужд в соответствии с нормами Ислама;
6) отсутствие нехаляльных развлечений на территории отеля.
Кроме того, в ежегодном исследовании Crescent Rating, специализирующегося на индустрии халяль-туризма, к основным критериям такого отдыха относятся: 7) наличие соответствующих услуг во время путешествия мусульман в священный месяц Рамадан; и 8) наличие рекреационных ресурсов (культурно-исторических, природных и иных объектов), связанных с историей Ислама.
Не удивительно, что для многих стран и их представителей индустрии HoReCa, исследования Crescent Rating стали настольной книгой, а их результаты учитываются при формировании не только комфортных, но и соответствующих религиозным нормам условий отдыха.
Как отмечается в ежегодном исследовании, класс туристов-мусульман неоднороден и предъявляет разные критерии к отдыху. Так, в отчете за 2015 год, вышеуказанные критерии делятся на три категории по степени важности. Первая группа, обозначенная, как
«needtohave» (обязательно) включает в себя наличие халяльной пищи и молельных комнат, вторая группа – «goodtohave» (желательно) подразумевает наличие бытовых условий в соответствии с религиозными нормами (специально оборудованные гостиничные номера и уборные) и наличие специального сервиса в период Рамадана, а также третья группа – «nicetohave» (было бы здорово), к которой относятся такие элементы отдыха, как отсутствие нехаляльных развлечений на территории отеля и наличие культурно-исторических и иных достопримечательностей религиозного характера.
Получается, принципиальные потребности большинства туристов данного направления — это правильная пища и возможность отправлять религиозные потребности, все остальное также влияет на выбор туристического направления, но уже в меньшей степени. Скажем, среднестатистический турист такого класса готов отказаться от особых бытовых условий или смириться с дискотекой и баром на территории отеля ради возможности полюбоваться, скажем Францией, Италией или Испанией.
Что касается сухих цифр, то их много, и мы постараемся представить вашему вниманию только самые интересные и важные. Как мы сказали в начале, Казахстан получил 16-е место в глобальном ТОПе. При этом сам рейтинг, хоть и общий для всех 130 исследуемых государств, Crescent Rating отдельно сопоставляет успехи исламских стран (входящих в Организацию Исламского Сотрудничества) и всех остальных.
В глобальном ТОП-10 только Сингапур представляет неисламские страны, расположившись на 8 месте. Тройка лидеров, та же, что и годом ранее: на первом месте- Малайзия, на втором - Арабские Эмираты, на третьем – Турция, вот только в 2016-м Турция и Эмираты поменялись местами.
Что касается нас, то Казахстан в одной «корзине» с исламскими странами, как член ОИС и за год «подрос» на две строчки, при этом наш результат лучший среди всех стран СНГ, а ближайший преследователь – Азербайджан, на 23 позиции.
Вот вам и модель мультинационального, полиэтнического и поликонфессионального общества, где у всех равные возможности и ни у кого нет привилегий. Интересно, а если бы делали аналогичный рейтинг среди христианских государств, мы бы тоже получили место в первой 20-ке?! Думаем, да!
Но вернемся к цифрам. Рецепт успеха складывается из правильной пропорции 11-ти ингредиентов, «разбитых» на три подгруппы и оцениваемых по 100-бальной системе. Первая – «Family-FriendlyandSafeDestination» (безопасный отдых для всей семьи) состоит из таких параметров, как удобство семейного отдыха (наличие достопримечательностей, живописной природы, пляжей, обширность культурной программы, возможности шоппинга и другое), безопасности туристов, и данных о количестве туристов-мусульман за предыдущий год в суммарном и относительном выражении. Наш средний балл – 64, при этом за безопасность нам дали 96 из 100, суммарное количество туристов и процент халяль-туристов из него принес нам 55 баллов, а вот возможности комплексного, семейного отдыха и вовсе оценили в 41 балл.
Вторая группа – «Muslim-friendlyservicesandfacilitiesatthedestination» (исламский сервис и религиозные удобства) подразумевает доступность халяльной пищи с соответствующими сертификатами и наличие молельных комнат и мечетей в главных городах страны (пока все хорошо, первые два критерия для нас не проблема!), наличие религиозной инфраструктуры и халяльного питания в аэропортах (тут уже не все так гладко), а также варианты размещения в отелях с учетом потребностей туристов-мусульман, путешествующих семьями.
Как мы и сказали, с первыми двумя критериями у нас все в порядке – 80 и 90 баллов соответственно. И действительно, молельные комнаты в торговых центрах есть, мечети в городах тоже, да и проблем с общепитом быть не должно, он давно адаптировался под наше поликонфессиональное общество. Что касается аэропортов, то тут нам досталось 47 баллов из 100. Трудно сказать, чего не хватает, по мнению Crescent Rating в столичном и алматинском аэропортах для полного комфорта халяль-туриста, да и сам отчет результаты скоринга не «расшивает», но очевидно - нам есть куда расти, вопрос лишь в том, нужно ли, если Казахстан не позиционирует себя в качестве направления для халяль-туризма. Но хуже всего дела обстоят с размещением в отелях и тут все очевидно. В Астане и Алматы действительно трудно найти отель для качественного семейного отдыха, да еще и соответствующий религиозным нормам. Не согласны? А сколько таких отелей вы сможете назвать сразу, что называется «на вскидку»? Один, два, может быть пять? А между тем в Астане и Алматы не по одной сотне гостиниц.
Успех страны в третьей группе – «Halalawarenessanddestinationmarketing» (продвижение страны в качестве направления для халяль-туризма) складывается из таких критериев, как процент мусульман от общего населения страны и усилия последней, по продвижению и популяризации себя в качестве направления для халяль-туризма, простота в коммуникации, легкость и скорость перелета из основных стран турпотока мусульман, а также простота получения визы.
По этим критериям Казахстан явно просел. Легкость общения оценили в 30 из 100 и тут опять же не ясно, проблема в том, что казахстанцы не владеют, к примеру, арабским (это факт!) или не говорят на общепринятом английском (это новая модель трёхъязычного обучения исправит, и лет эдак через 15-20 – Welcome!). Нашу промо активность и вовсе оценили в 20 баллов, что справедливо- не часто увидишь в одном предложении слова: Казахстан, халяль-туризм и добро пожаловать.
А вот с требованиями на получение визы (61 балл) и удобством перелетов в Казахстан и обратно (76,5 баллов) все заметно лучше, и вроде как проблем с инфраструктурой нет, чего не скажешь о наших авиаперевозчиках.
В сухом остатке мы имеем хороший результат в данном рейтинге, который складывается не из целенаправленных усилий государства, по формированию имиджа и соответствующих условий халяльного отдыха, а из уникального разнообразия нашего общества, где множество совершенно разных людей научились жить вместе и с уважением относится к потребностям друг друга, в том числе и духовным. Именно поэтому, мы уверены, что, если бы существовали рейтинги для туристов-христиан, Казахстан также показал высокий результат, ведь наравне с халяльной пищей, любой желающий без труда найдет и не халяльную, а во всех городах страны есть церкви, порой стоящие рядом с мечетью, подчеркивая равное отношение государства к основным религиозным группам населения Казахстана.